Записаться онлайн
Адрес и телефон
Результаты анализов

«Я просто ставлю выше планку и достигаю ее, пытаясь дойти до сути»

21 дек декабря 2021
2021

О своем пути в науке рассказывает Татьяна Гизатулина, заведующая научным отделом нарушений ритма сердца, доктор медицинских наук, профессор учебно-методического отдела, врач-кардиолог высшей категории Тюменского кардиологического научного центра – филиала Томского НИМЦ.

fe6dca24-8c54-4604-8b70-93cd3f7f9db2.jpg

1980 год - с отличием окончила Тюменский государственный медицинский институт. По распределению была направлена на станцию "Скорой помощи", г. Ялуторовск Тюменской области

1984-1986 гг. – прошла ординатуру по направлению «Кардиология», Всесоюзный кардиологический научный центр АМН СССР, НИИ клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова, г. Москва. («Именно здесь полюбила кардиологию и поняла, что это — мое призвание!»)

«Удостоверение об окончании ординатуры нам вручал лично академик Е.И. Чазов и это для меня очень ценно. Теперь я осознаю, что мы ответственны за то, что вложено в нас Евгением Ивановичем Чазовым и нашими учителями. Сейчас трудно себе представить, чтобы люди такого ранга посвятили столько драгоценного времени своей жизни, чтобы приехать в недостроенный центр, в далекую Сибирь, чтобы молодым и неопытным врачам передавать свои знания и опыт, причем, самого высокого экспертного уровня! Мы будем благодарны этим выдающимся людям и ученым всю жизнь. Планка была поднята высоко. Мы приняли эту эстафету и обязаны её передать молодым – тем, кто будут после нас».

1986-2001 гг. – врач-кардиолог, научный сотрудник, заведующая отделением, научный руководитель в Тюменском кардиологическом научном центре

2001-2018 гг. – заведующая отделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции Областной клинической больницы № 1, г. Тюмень

С 2018 г. – заведующая научным отделом нарушений ритма сердца в Тюменском кардиологическом научном центре – филиале Томского НИМЦ

- Вскоре после моего рождения, а родилась я 18 февраля 1957 года, отца по долгу службы отправили из Тюмени в Ханты-Мансийск. Там мы прожили 10 лет. Очень люблю город моего детства, который подарил много радостных мгновений, бескорыстную дружбу… Папа прививал нам стремление становиться лучше, высоко ставить планку личностного роста. Например, хотел, чтобы сестра приобщилась к так любимой им математике — и она училась в заочной математической школе МГУ. Хотел, чтобы мы занимались музыкой — и я закончила музыкальную школу.

Сейчас музыка для меня — неотъемлемая часть жизни, главная отдушина. Кто-то читает, кто-то любит живопись, стихи, а я — музыку. Она пробуждает во мне светлые чувства, мотивирует, успокаивает. А одним из самых ярких впечатлений детства был папин подарок — пианино. На нем я играла каждый день многие годы… Именно папа — тот человек, который сформировал мою личность, хотя, когда он скоропостижно ушел из жизни, мне было всего 11 лет.

- В Ханты-Мансийске мама работала старшей медсестрой в окружной больнице, а большим другом нашей семьи долгие годы была заведующая отделением той же больницы врач-психиатр Анна Григорьевна Кутузова. Мы ее обожали — врач от Бога, очень интересный, эрудированный человек, с которым можно было говорить обо всём. Она привила нам любовь к удивительным рассказам Ираклия Андроникова, она была его настоящим фанатом. После нашего переезда из Ханты-Мансийска в Тюмень каждый ее визит к нам был огромным праздником. Именно благодаря Анне Григорьевне моя сестра стала психиатром, а я пошла по стопам Тамары, которая была для меня абсолютным авторитетом,— выбрала Тюменский медицинский институт. Сначала даже пыталась ходить в кружок по психиатрии, но потом все же выбрала терапию, а затем — кардиологию.

Придя в кардиологическую науку, я почувствовала, что не добрала общей клинической и кардиологической практики, спектр пациентов в кардиоцентре был недостаточно разнообразен для получения практического опыта. Одновременно пришло осознание того, что на данном этапе я могу принести больше пользы практическому здравоохранению, если удастся организовать аритмологическое отделение для оказания экстренной помощи на базе вновь построенной многопрофильной областной больницы №1 в Тюмени. Получив поддержку главного врача ОКБ №1, приняла это непростое для себя решение и в 2001г. впервые в областной больнице было открыто отделение нарушений ритма сердца, где оказывается экстренная и высокотехнологичная помощь пациентам с аритмиями.

Это была очень хорошая клиническая школа, где было много сложных пациентов, часто «на стыке» специальностей, когда решение принимается командой врачей различных специальностей и, соответственно, лечение проводится совместно. Часто бывали ситуации, когда необходимо было быстро принять решение совместно с врачом, звонящим из удаленного района области по телефону Центра медицины катастроф, опираясь на минимум объективной информации и собственную интуицию. Мне задним числом становилось страшно: как не совершить ошибку, не видя лично больного, опираясь на информацию коллеги, который, как правило, даже не терапевт! Это огромная ответственность. Как правило, первое решение, интуитивное, оказывалось правильным. Сейчас я понимаю, что интуиция была основана на практическом опыте, начиная с работы на «Скорой», на правильных, вовремя прочитанных книгах, наблюдательности, способности к анализу.

- И все-таки нереализованная тяга к творческой работе взяла верх. Я посчитала, что могу еще что-то сделать в науке и, накопив практического опыта, решила вернуться в Тюменский кардиологический научный центр. Меня очень хорошо приняли, потому что многие из тех, с кем начинала, продолжают работать здесь. На самом деле, такие повороты в профессиональной карьере объяснимы: если привык ко всем вопросам подходить аналитически, то, работая в практическом здравоохранении, всегда будет не хватать научной деятельности и научного окружения. И наоборот, когда занимаешься только научной работой, но сохраняется стремление помогать конкретным людям, то неизбежно нуждаешься в расширении знаний по смежным специальностям, приобретении лечебных навыков и практического опыта. По-другому в медицине заниматься наукой, по моему мнению, сложно. Если бы я не ушла в практическое здравоохранение на 17 лет, впоследствии пожалела бы об этом.

68bb2a47-bccb-48e8-81e0-3e402e88ccce.jpg

Для меня заниматься наукой – это очень естественная необходимость как-то упорядочить моё окружающее профессиональное пространство. Для того, чтобы лечить людей, надо хорошо разбираться в своём предмете. Амбиции здесь совершенно ни при чем. И вот постепенно входишь в азарт, так как понимаешь, что у тебя больше пробелов, нежели самих знаний.

Объект для научных исследований подсказала сама жизнь, так как имеется очень много пациентов, страдающих фибрилляцией предсердий. Особенно это ощущаешь, когда имеешь дело с экстренной помощью. Люди нуждаются в помощи и хочется попытаться сделать что-нибудь полезное в этом направлении. Наш с коллегами научный поиск направлен на выявление новых подходов к предупреждению развития фибрилляции предсердий, повышение эффективности её лечения с помощью катетерной аблации, а также снижение риска неблагоприятных исходов в виде тромбоэмболических осложнений.

ae214057-e36f-4c1a-84ec-d59f0288521a.jpg

- Что самое сложное и самое любимое в Вашей профессии?

- Самое сложное – это когда ты что-нибудь придумал, а потом оказывается, что кто-то тебя уже опередил и опубликовал. Самое любимое – это поиск новых закономерностей, когда пазлы складываются в цельную картинку. Когда интуитивно выстроенная концепция подтверждается. Но при этом всегда нужно сохранять критическое мышление, чтобы не поддастся на соблазн возомнить себя выдающимся, так как обязательно есть кто-то в этом мире, кто находится на пути решения или подошел ближе к решению проблемы.

DSC02965 (1).JPG

- Что для Вас наука?

- Заниматься наукой – это учиться у других, много читать и восхищаться тем, как работают другие. Для меня наука – это прежде всего единомышленники, которые разбросаны в различных местах земного шара и мыслящие с тобой в одном направлении. Я ловлю себя на мысли, что испытываю необыкновенную благодарность коллегам, которые перерабатывают огромные горы литературы и публикуют систематические обзоры в интересующем меня направлении, благодаря чему я могу скорейшим путём наверстать свой недостаток знаний и направить себя в нужном направлении.

Я бы так сказала: «Заниматься наукой – это быть занудой во всем и при этом получать удовольствие от самого процесса обучения всю жизнь».

Я стараюсь все делать по максимуму. Говорят, что я перфекционист. Не пытаюсь быть выше окружающих, просто ставлю выше планку — и стараюсь её преодолеть, пытаюсь дойти до сути, чем бы ни занималась. Главное: быть в согласии с самим собой, иметь внутреннее спокойствие, уверенность, что поступаешь правильно.

DSC_0200.jpg

Смысл жизни — быть нужным людям. А счастье в том, чтобы были счастливы и здоровы близкие. Это моя мама — ей 94 года, она живет с нами. Мой муж Станислав Аливаевич по образованию — инженер-электронщик, понимающий, умный и добрый человек. Он типичный технарь, но при этом большой романтик и знаток поэзии, не перестает удивлять меня своей эрудицией. Мы оба любим музыку: он познакомил меня с рок-музыкой, а я привила ему любовь к классической музыке. Нашему сыну Вадиму 24 года, он заканчивает магистратуру математического факультета Высшей школы экономики. Выбор специальности он сделал сам. При том что он увлечен фундаментальной математикой, он может одновременно выступать в роли модератора на поэтическом конкурсе чтецов на интернет-форуме, составив за считанные дни целый сборник стихов на русском, французском и английском языках. Недавно он высказал свои мысли вслух о том, что хотел бы вернуться в будущем в Тюмень со своей командой единомышленников, чтобы основать в Тюмени научную математическую школу. Его недавнее изречение очень порадовало нас с мужем: «Главное в жизни - с интересом заниматься любимым делом». Остальное, конечно, тоже важно. Хочется, чтобы сын нашел себя, жил в гармонии с самим собой и был полезен людям.

- Что бы Вы посоветовали начинающим коллегам?

- Я бы советовала не торопиться делать карьеру, а стать профессионалом в своей области, врачебной или научной. Если Вы станете врачом-профессионалом и у Вас возникнет внутренняя потребность заниматься наукой – это оптимальный вариант! Ну и главный совет – учиться, учиться и учиться.

Другие новости

Кардионейроаблация: новый подход к лечению нарушений ритма сердца тестируют в Тюменском кардиологическом научном центре

14.03.2024

Сотрудники кардиоцентра приняли участие в онлайн-конкурсе чтецов

02.03.2024

Ученые Тюменского кардиоцентра делятся опытом с коллегами на выездных конференциях

29.02.2024